Раздражение руководителя: понять, простить, перестроить
Люди, начинающие бизнес, обладают многими общими чертами. Они позитивны, верят в себя, готовы принять на себя ответственность и пойти на риск. Они предпочитают видеть скорее возможности, чем проблемы. Довольно часто – это добрые люди, искренне готовые заботиться о своих сотрудниках и платить достойные зарплаты.
И вдруг, в какой-то момент, они понимают, что это не работает! Зарплаты – нормальные, а то и выше рынка, условия – хорошие. При этом люди пассивны, ленивы, ничего не хотят, но с удовольствием получают зарплату. Некоторых руководителей это обижает. Что происходит?
Люди (любые) часто попадают в особую психологическую ловушку, называемую «проекция». Проекция – это склонность человека приписывать окружающим свои собственные свойства, установки, желания и качества. Проекция создает у человека (руководителя) иллюзию легкости общения и управления. Он проецирует свое добросовестное и трепетное отношение к своему бизнесу на своих сотрудников. Ему кажется, что всем и так все должно быть ясно: что надо сделать, как лучше всего это делать, что это надо делать сейчас и т.д.
Пока коллектив небольшой, это срабатывает. Хватает времени уделить внимания всем. С ростом коллектива начинает работать сразу несколько неприятных моментов. С одной стороны перестает хватать времени на все: общения с каждым отдельным сотрудником становится все меньше и меньше. С другой – с ростом коллектива начинает все сильнее проявляться социальная лень. С третьей - душит многозадачность. А руководитель продолжает управлять по-прежнему (т.е. неформально и несистемно).
Выливается это в проблемы:
- в нечеткую постановку задач и ожидание их идеального выполнения;
- в ожидание, что сотрудники выполнят работу максимально качественно, а не как им проще;
- в ожидание, что сотрудники прекратят работу только тогда, когда все уже выполнено, а не тогда, как только директор покинет офис
…и завершается «обманутыми ожиданиями». Это повторяется раз за разом, терзает душу директора, заставляет разочаровываться в людях, черстветь, приходить к разным неверным умозаключениям:
- «работники – разгильдяи, надо драть» и/или
- «я не умею руководить» и/или
- «в России менеджмент не работает»
Что делать? Ответы простые: (1) понять, (2) простить, (3) перестроить.
(1) Понять причины. Первая – проекция. Вторая и главная – колоссальная разница в природе мотивации. Наемный работник никогда не будет относиться к вашему бизнесу так же, как вы. Это фундаментальное, объективное противоречие. В нем никто не виноват.
(2) Простить себя. Именно себя. Работники, во всяком случае, не виноваты. Ну не им же самим писать себе инструкции и требования чтобы больше работать? Просто вы еще не успели выполнить свою обязанность собственника и руководителя – построить систему управления. А обстоятельства (и дискомфорт) вам на это уже намекают.
(3) Осмысленно перестроить. Вы должны выстроить систему управления, которая автоматически будет мотивировать людей на правильные действия и демотивировать неправильные. И что очень важно. Система должна ориентироваться на обычных людей с обычными свойствами (их примерно 90%). Напомним: большинство людей работает так, как их организуют. Если их организуют хорошо, они так и работают. Система НЕ должна рассчитывать на наличие гениев, телепатов и сверхответственных сотрудников. Попался вам такой – ну и радуйтесь.
Чтобы сделать первый шаг, напишите вопрос в форме обратной связи, щелкнув по виджету справа внизу страницы или через меню «О компании – Контакты – Задать вопрос».
Это бесплатно и ни к чему не обязывает.
...к Наведению элементарного порядка
Для принятия решений:
Опыт ABS Group в области построения систем управления
Политика ABS Group при проведении консультационных проектов
Для сведения:
- Что такое УПРАВЛЯЕМОСТЬ?
- Внимание: СЛЕГКА управляемый бизнес
- Зачем описывать бизнес-процессы
- «У нас нет планирования, и нам это не мешает»
- Как соотносится регулярный менеджмент с другими управленческими технологиями
- Зачем нужны фирменные инструкции по используемой IT-системе
- Дайте людям высказаться или Диалоги о работе
- Знакомьтесь: социальная лень
- Раздражение руководителя: понять, простить, перестроить
- Чем опасны постоянные зарплаты
Мы с удовольствием ответим на ваши вопросы.