- Главная
- Услуги
- Процессы и Система управления
- Формализация бизнес-процессов
Формализация бизнес-процессов
Описание решаемой проблемы
Бизнес-процессы есть во всех организациях. Независимо от того, занимаемся ли мы осознанным управлением бизнес-процессами или даже не знаем такого понятия.
Бизнес-процесс – это устоявшаяся последовательность действий для получения конечного полезного результата. Рынок платит компании именно за этот результат.
Нередко процессы выполняются интуитивно. При этом разные исполнители выполняют одни и те же процессы по-разному. При пересечении границ функциональных подразделений бизнес-процессы испытывают сложности, обусловленные функциональной обособленностью отделов и департаментов.
Это приводит ко многим проблемам:
- непрозрачности организации,
- пассивному среднему управленческому персоналу,
- конфликтам,
- невоспроизводимости результатов,
- возможности злоупотреблений,
- потерям времени и ресурсов,
- потерям клиентов,
- провоцированию социальной лени и, как следствие всего перечисленного,
- слабой управляемости, низкой эффективности и высокому риску деятельности организации.
Задача описания бизнес-процессов в устах разных руководителей может иметь разные формулировки:
- «Навести порядок в … (бизнесе, проектах, продажах, …)», «прописать инструкции»
- «Автопилот», «четкость», «эффективность», «регулярный менеджмент»
- «Описать / формализовать / внедрить бизнес-процессы»
- …
Хорошим решением и дальнейшим развитием организации, руководители которой почувствовали что-то перечисленное выше, будет внедрение процессного подхода.
Процессный подход - это не столько рисование процессов и написание регламентов, сколько смена мышления с функционального обособления:
«Я делаю однотипные операции и отвечаю только за пуговицы»
на процессное мышление взаимной обязательности:
«Мы все клиенты и поставщики друг другу и обмениваемся ясно оговоренными результатами, персонально отвечая за эти результаты. МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ БРАК, НЕ ДЕЛАЕМ БРАК И НЕ ПЕРЕДАЕМ БРАК».
Чувствуете разницу? А нотации моделирования, схемы процессов, формы, таблицы, показатели, регламенты – это инструменты. Без трансформации идеологии они просто не будут востребованы. Но и без них не получится.
Содержание услуги
Внедрение процессного подхода и формализация бизнес-процессов могут быть проведены как во всей организации, так и в ее отдельной части или в отношении определенных процессов, например:
- процесс выполнения клиентского заказа
- основной производственный процесс
- процесс отслеживания поручений Генерального директора
- процессы управления проектами
- процесс нормирования производственных запасов и т. д.
Основные этапы такого проекта:
1. Организационная диагностика и оценка степени зрелости бизнес-процессов
- анализ действующих бизнес-процессов
- оценка степени зрелости бизнес-процессов
- выявление основных проблем бизнес-процессов и определение путей их улучшения.
2. Определение подхода к выполнению проекта
Возможны два (вполне сочетаемых друг с другом) подхода:
(1) «Силами консультантов», которые интервьюируют сотрудников и разрабатывают документы:
- Можно применить любую нотацию, в т.ч. «сложную».
- Работа легче организуется, меньше конфликтов на начальной стадии.
- Коллектив меньше «отвлекается» (что, вообще говоря, плохо).
Этот подход лучше, когда порядок в организации в принципе есть, но необходимо разработать новый, неизвестный коллективу процесс (принести знание).
Подробное описание проекта с подходом «Силами консультантов» см. в нашем портфолио.
(2) «Силами участников БП»: организация разработки и описания процессов группами сотрудников компании:
- Используются знания многих.
- Возможность обсудить и договориться.
- Информированность и вовлечение.
- Все – соавторы. Меньший саботаж.
- Побочные эффекты (командообразование, выявление лидеров, группировок, саботажников, лояльных и т.д.).
Этот подход лучше, когда организация уже как-то работает, и стоит задача изменения мышления и наведения порядка для дальнейшего развития.
По сути, это конструирование бизнес-процессов и всех сопутствующих решений силами самих сотрудников при методическом сопровождении консультантами.
Подробное описание проекта с подходом «Силами участников БП» см. в нашем портфолио.
3. Определение объема работ и планирование проекта
4. Формализация (описание) бизнес-процессов
- Построение стратегической процессной модели.
- Разработка реестра бизнес-процессов и матрицы ответственности.
- Организация разработки бизнес-процессов и соответствующей регламентной базы в рамках выбранного подхода.
5. Внедрение организационных изменений
- Планирование и подготовка организационных преобразований.
- Формальное введение изменений в действие.
- Сопровождение организационных изменений.
Что получает клиент
Внедрение процессного подхода и формализация бизнес-процессов в организации позволяет получить следующие полезные результаты:
- Управленческая прибыль: снижение потерь времени и ресурсов.
- Снижение доли неудовлетворительных результатов процессов и, как следствие, рост удовлетворенности клиентов (т. е. пользователей результатов).
- Информационная прозрачность, согласованность, управляемость и повышение пропускной способности сети бизнес-процессов, независимость процессов организации от конкретных сотрудников, снижение требований к набираемому персоналу.
- Формализованные процессы являются базой для дальнейших улучшений, как самой системы процессов, так и других подсистем управления:
- На базе результатов этого проекта (т.е. созданного интеллектуального актива) можно постепенно и адресно отлаживать процессы и управление ими с помощью ограниченных изменений, не занимаясь «революциями».
- На описанных бизнес-процессах основываются система регулярного менеджмента и система менеджмента качества, аудит и сертификация по стандартам ISO 9000.
К анализу и оптимизации бизнес-процессов привлекаются их непосредственные участники. Появляется возможность выявить проблемы, обсудить, договориться и найти решения в ходе коллективной работы над процессами. Эта работа также дает командообразующий эффект.
Подробное описание проекта с подходом «Силами участников БП» см. в нашем портфолио.
Подробное описание проекта с подходом «Силами консультантов» см. в нашем портфолио.
Чтобы сделать первый шаг, напишите вопрос в форме обратной связи, щелкнув по виджету справа внизу страницы или через меню «О компании – Контакты – Задать вопрос».
Это бесплатно и ни к чему не обязывает.
Для принятия решений:
Опыт ABS Group в области диагностики и оптимизации систем управления
Политика ABS Group при проведении консультационных проектов
Для сведения:
- Внимание: СЛЕГКА управляемый бизнес
- Зачем описывать бизнес-процессы
- «У нас нет планирования, и нам это не мешает»
- Как соотносится регулярный менеджмент с другими управленческими технологиями
- Зачем нужны фирменные инструкции по используемой IT-системе
- Знакомьтесь: социальная лень
- Раздражение руководителя: понять, простить, перестроить
Мы с удовольствием ответим на ваши вопросы.