- Главная
- Услуги
- Процессы и Система управления
- Диагностика систем управления
Диагностика систем управления (организационная диагностика, оргдиагностика)
Организационная диагностика (оргдиагностика) – это целенаправленное исследование определенных частей организации с целью объективного понимания их устройства, характеристик, взаимной согласованности, существующих проблем, их причин и прогноза их развития.
Среди главных причин замедления развития и «зависания» компании в неудовлетворительном, низкоэнергетическом состоянии является непризнание, непонимание, неполное, неверное и/или разное понимание собственниками проблем компании. Поэтому важным моментом является выработка объективного описания проблемного поля, принятого и согласованного всеми ключевыми лицами.
В этом смысле можно сказать, что организационная диагностика – это первый шаг в прекращении системной потери денег, поиск скрытых резервов и точек роста.
Кому и когда нужна оргдиагностика
Главный пользователь результатов оргдиагностики – Первое лицо компании. В хороших случаях – также и соратники Первого лица, управляющая команда.
Оргдиагностика необходима:
- при ухудшении состояния бизнеса в самом широком понимании – от ухудшения финансового состояния до застоя в развитии, потери энергетики или конфликтов;
- перед любыми организационными изменениями: разработкой стратегии, реформированием системы управления, реструктуризацией бизнеса и т. д.
Если вам кажется, что проблемы организации, их причины и задачи ясны по умолчанию – проведите небольшой диагностический эксперимент. Попробуйте сесть и договориться с коллегами по этому вопросу. Вы быстро увидите разные смыслы, понимание причин, приоритетов и большое разнообразие взглядов на то, что именно, почему, как и когда делать.
Но это не все.
…Наиболее сложной стороной менеджмента, особенно в том случае, когда дела идут хорошо, является умение распознать необходимость перемен и, пока еще есть возможность, провести их в жизнь.
Билл Гейтс
Оргдиагностика ценна сама по себе и в «спокойные» периоды жизни организации. Только по ее результатам Первое лицо организации может получить объективную картину и узнать о корневых проблемах, мешающих развитию, понять их связь.
Речь здесь идет не о горах цифр. Они, как правило, вполне доступны руководителям (правда, часто не те), и, чем их больше, тем меньше нормальному человеку хочется в них смотреть. Речь идет именно о качественно-системной картине организации, подкрепленной цифрами в нужных местах.
Заметим – в любой организации есть люди, заинтересованные в том, чтобы руководитель НЕ имел этой полной картины. Их мотивы могут быть разными, но проекты организационной диагностики всегда встречают сопротивление. Как и проекты организационных изменений.
Виды оргдиагностики
Оргдиагностика всегда проводится с учетом контекста ситуации, поставленной задачи и дальнейших намерений руководства в отношении развития организации. В этом смысле двух одинаковых диагностик не бывает, - методология и план диагностики каждый раз разрабатываются индивидуально.
Приведем несколько примеров того, какие области могут исследоваться, и что в них может изучаться (перечень весьма неполный).
Объект диагностики | Предмет диагностики |
Система управления в целом | Этап развития организации, объекты управления, технология управления, степень ее пригодности и качество реализации, целеполагание, организационная структура, регламентная база, распределение ответственности, наличие организационных патологий, узкие места, обеспечение конкурентоспособности компании, технология принятия решений |
Целеполагание | Источник и характер целей, их документирование, согласованность, технология работы с целями (постановка, делегирование, контроль достижения, связь с мотивацией, ИТ-решения) |
Корпоративная культура | Характер доминирующей корпоративной культуры, различие культур по частям организации (подразделениям, филиалам), направление дальнейшего развития |
Рыночное положение компании | В ряде случаев задачи организационной диагностики пересекаются и дополняют задачи стратегического анализа, например, при разработке стратегии компании |
Система мотивации | Устройство, применяемые инструменты, действенность, соответствие стратегии, регламентация |
Финансовое состояние организации | Ликвидность, рентабельность, оборачиваемость капитала, финансовая устойчивость |
Отдельные процессы (стратегическое или текущее управление, управление проектами, маркетинг, продажи, планирование, ...) | Качество организации и управления процессом, проблемы процесса, резервы улучшений, (целесообразные) варианты информатизации управления процессом, степень соответствия стандартам и лучшим практикам и т. д. |
Существуют и иные виды специальной диагностики, изучающие, например, ИТ-сферу компании, корпоративную, информационную, экологическую или иную «безопасность», бухгалтерский учет (аудит), кадры, иные группы ресурсов и управление ими.
В ходе проекта оргдиагностики нередко исследуются несколько объектов.
Примеры подобных проектов (включая обезличенные фрагменты отчетов)
- «Тяжелый» вариант с анкетированием персонала: Организационная диагностика системы управления маргаринового завода
- «Быстрый» вариант: Экспресс-диагностика системы управления и финансового состояния компании
Содержание услуги
ABS Group производит планирование, а затем исследование системы управления или ее частей (оргдиагностику). В ходе такого исследования используются:
- изучение документов
- изучение данных информационных систем и практики их использования
- сбор и анализ бизнес-показателей
- структурированное интервьюирование
- наблюдение
- социологические исследования, опросы, эксперименты
- различные методы групповой работы: коллективные обсуждения, диагностические деловые игры, мозговые штурмы, фасилитационные проблемно-разработочные сессии
- методы аналитической работы с полученной информацией: декомпозиция, выявление трендов, перекрестная проверка, выявление противоречий, поиск ассоциаций, установление причинно-следственных связей, анализ проблемного поля, приоритезация и другие.
Что получает клиент
1. Качественно-системную картину организации
2. Описание исследования, выявленных проблем, их причин, взаимосвязей и возможных последствий
3. Две группы рекомендаций:
- рекомендации по первичным изменениям (первые шаги) и
- рекомендации по системному улучшению системы управления
В рамках услуги определяются направления, но не производится разработка детальной программы организационных преобразований.
Чтобы сделать первый шаг, напишите вопрос в форме обратной связи, щелкнув по виджету справа внизу страницы или через меню «О компании – Контакты – Задать вопрос».
Это бесплатно и ни к чему не обязывает.
Для принятия решений:
Опыт ABS Group в области диагностики и оптимизации систем управления
Политика ABS Group при проведении консультационных проектов
Для сведения:
- Внимание: СЛЕГКА управляемый бизнес
- Зачем описывать бизнес-процессы
- «У нас нет планирования, и нам это не мешает»
- Как соотносится регулярный менеджмент с другими управленческими технологиями
- Зачем нужны фирменные инструкции по используемой IT-системе
- Знакомьтесь: социальная лень
- Раздражение руководителя: понять, простить, перестроить
Мы с удовольствием ответим на ваши вопросы.