Анализ вариантов развития взаимоотношений собственников предприятия и разработка Концепции среднесрочного развития
Клиент
Клиент – совместное предприятие, созданное, с одной стороны, компанией Kellogg, Brown & Root и с другой – многопрофильным холдингом, содержащим геологоразведочные, буровые, сервисные и многие другие компании (всего около 40). Холдинг представляет интересы весьма известной нефтяной компании в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции.
Задачей созданной Компании была разработка и эксплуатация нескольких нефтегазовых месторождений, а также эксплуатация уже существующей установки подготовки нефти.
Проблема / постановка задачи
На момент начала консультационного проекта Компания существовала уже 6 лет, и за это время ей не удалось развить рентабельную деятельность.
Портфель проектов был несбалансированным и требовал дополнительных вложений. Проекты выполнялись медленно. Не была получена целевая прибыль, на которую рассчитывали учредители.
Материально-техническая база Компании была существенно слабее, чем это можно было предположить исходя из направления деятельности и возможностей учредителей.
Учредители испытывали отчетливое неудовлетворение от сложившейся ситуации. В руководстве поднимались самые разные вопросы вплоть до реструктуризации и ликвидации предприятия. В результате было принято решение о разработке Концепции среднесрочного развития предприятия.
Выполненные работы
В ходе проекта были проведены:
1. Анализ состояния и ресурсов Компании. В рамках этого этапа определялись ресурсы, возможности и достижения Компании, проводился анализ проблем и неудач.
- Материальные ресурсы.
- Нематериальные ресурсы.
- Кадровый потенциал.
- Экспресс-диагностика финансового состояния.
- Анализ причин недостаточно динамичного развития. Главной причиной оказался конфликт интересов учредителей, который пришлось исследовать отдельно.
2. Анализ конфликта интересов учредителей:
- Анализ вкладов учредителей.
- Совместный анализ целей и ожиданий учредителей.
- Структурирование конфликта интересов учредителей.
В рамках этого этапа выявлено четыре области, в которых действия участников противоречили друг другу.
3. Выявление факторов и ограничений, накладываемых на решения при разработке стратегии:
- Анализ программ развития регионов.
- Анализ конкурентов (по отдельным планируемым тендерам).
- Анализ программ развития материнских компаний.
4. Выявление и анализ возможных сценариев развития. При этом рассмотрены четыре альтернативных сценария развития:
- В плане распределения ролей, состава взаимных уступок и изменения политики сотрудничества.
- В плане привлечения дополнительных участников и новой структуры собственности.
- В плане предстоящих затрат и возникающих позможностей.
- В плане проистекающих рисков.
5. Определен оптимальный на текущий момент сценарий и в общем виде определены пути его реализации.
Длительность проекта составила 3,5 месяца.
Основные результаты
1. У Клиента возникло понимание ситуации и причин недостаточно динамичного развития Компании. Был описан и структурирован долго и вежливо замалчиваемый конфликт интересов учредителей. Конфликт приводил к тому, что оба учредителя больше бездействовали и «упреждали риски», чем сотрудничали друг с другом. В результате участники активно использовали подрядчиков вместо того, чтобы инвестировать в саму Компанию. Как следствие, планируемые проекты выполнялись весьма медленно, а Компания оставалась «оболочечной структурой», так и не наполняясь реальными активами.
2. На основании исследования многих факторов и сопоставления интересов был выработан вариант действий. В конечном итоге Клиенту была оказана помощь в принятии обоснованного стратегического решения.