Разработка стратегии развития и построение системы владельческого контроля издательской компании на основе системы сбалансированных показателей (ССП)
Клиент
Компания создана в 1999 году и представляет собой объединение редакций, издающих деловую периодику. На данный момент Компания издает свыше двух десятков печатных журналов деловой направленности: по маркетингу, менеджменту, управлению персоналом, управлению финансами.
В Компании работает около 50 сотрудников.
Проблема / постановка задачи
До начала консультационного проекта у Компании имелись отчетливые признаки «кризиса роста» - ситуации, когда ранее практикуемые подходы к управлению начинают давать сбои и становятся все менее эффективными. Причина этого явления состоит в том, что развитие системы управления отстает от развития объекта управления (т. е. масштаба, сложности и разнообразия бизнеса).
Владелец Компании выполнял обязанности генерального директора и был полностью загружен текущей деятельностью. Официальная стратегия, оформленная в виде красивого документа, не являлась инструментом управления.
Возникший разрыв между объемом бизнес-операций и производительностью существующей системы управления привел к ряду проблем:
- проекты развития по образному выражению владельца «вели себя как слепые черепахи – тащились медленно и неизвестно куда»;
- целый ряд организационных и производственных процессов выполнялся на основе «здравого смысла»;
- отсутствовало управление портфельным запасом, т.е. объемами печатных материалов на разных стадиях издательского процесса;
- с Компанией перестал сотрудничать ряд авторов, что также усугубило проблемы с издательским портфелем;
- с ростом количества журналов все чаще стали нарушаться сроки выпуска изданий;
- имела место недостаточная трудовая дисциплина и недостаточная мотивация менеджеров среднего уровня;
- как следствие, Компания начала терять свою долю рынка, продажи упали.
Перед Консультантами были поставлены задачи:
- актуализировать стратегию развития Компании;
- создать организационный механизм реализации этой стратегии;
- создать систему владельческого контроля, позволяющую владельцу Компании переложить управление на наемного генерального директора и одновременно с этим осуществлять контроль за развитием Компании.
Выполненные работы
В ходе проекта были проведены следующие работы:
1. Сформулированы требования к системе владельческого контроля.
2. В качестве логической основы системы владельческого контроля выбрана система сбалансированных показателей (ССП). Разработана корпоративная стратегическая карта, отражающая логику стратегии компании в виде совокупности причинно-следственных связей, объясняющих механизм достижения успеха.
3. Разработана корпоративная счетная карта - структурированная таблица, в которой в перспективах «Финансы», «Клиенты», «Процессы» и «Потенциал» определены количественные целевые показатели развития (стратегические цели) на ближайшие 3 года.
4. Сформулированы и описаны стратегические инициативы – три проекта развития, направленных на комплексную реализацию логических связей стратегической карты и достижение сформулированных целевых состояний во всех сферах деятельности Компании.
5. Разработан организационный механизм системы владельческого контроля, основанной на корпоративной ССП. Механизм предполагает:
- создание Совета директоров Компании и внесение соответствующих изменений в ее Устав;
- образование Комитета по владельческому контролю при Совете директоров;
- регулярную процедуру анализа ситуации и выработки управляющих воздействий.
Разработаны Положение о системе владельческого контроля и Регламент функционирования системы владельческого контроля.
Длительность выполнения работ составила 2 месяца.
Основные результаты
1. Компания получила стратегию и механизм постановки и контроля стратегических целей.
2. Определены направления развития Компании с полным учетом реалий сложившейся ситуации.
3. Создана система владельческого контроля, позволяющая владельцу осуществлять стратегический мониторинг развития Компании и осуществлять управленческое воздействие, не занимаясь непосредственно текущим управлением бизнесом.