Правила технологии управления

...к идеям arred

Раппопорт, 1988 г.

1. Правила подбора исполнителя и организации его работы.

1.1. Заинтересованность исполнителя.
Условием реализации проектируемого действия является заинтересованность исполнителя в его своевременном и качественном исполнении.

1.2. Наличие необходимой квалификации.
Выполнение того или иного действия следует поручать такому исполнителю, который обладает соответствующей квалификацией для его реализации.

1.3. Информированность.
Выполнение действия должно сопровождаться выдачей необходимой для этого информации.

1.4. Производительность труда.
При выборе исполнителя нужно учитывать его возможности выполнить задание в течение требуемого времени.

1.5. Взаимодействие по горизонтали.
При выполнении рутинных работ исполнитель должен взаимодействовать с исполнителями своего уровня в подразделениях-смежниках, информируя своего руководителя только о результатах.

1.6. Надежность исполнителя.
Личные деловые качества исполнителя должны соответствовать характеристикам поручаемого ему действия.

1.7. Системность частных показателей.
Частные показатели индивидуального или коллективного труда должны быть связаны с целевым показателем всего технологического процесса функциональной зависимостью.

2. Правила контроля.

2.1. Двойной контроль.
Обеспечение надежности исполнения действия в большинстве случаев требует контроля, как за самим исполнителем, так и за его контролером.

2.2. Постфактический контроль.
Для однотипных, постоянно повторяющихся действий, выполняемых   постоянными   исполнителями,   контроль   должен   проводиться не в процессе исполнения, а по результатам, с возложением максимальной ответственности на исполнителя.

3. Правила руководства.

3.1. Управление по отклонениям.
Руководители вышестоящих (над исполнителями) уровней вмешиваются в ход работы только при наличии отклонений, не устраненных исполнителями самостоятельно.

3.2. Предпочтение статистике.
При принятии управленческих решений нужно опираться на статистическую информацию о состоянии производства за длительный период, а не на сиюминутную информацию.

3.3. Обзорность документов, предназначенных для руководителей.
Аналитические и отчетные документы, предназначенные для руководителей, должны составляться таким образом, чтобы руководитель, не вчитываясь, мог выносить суждения типа: «хорошо», «плохо», «хуже» и т. п.

3.4. Централизация дефицитных ресурсов.
Централизация управления любым видом ресурсов должна быть прямо пропорциональна его дефицитности.

3.5. Использование автономии (самоуправление).
Люди всегда стремятся сами определять порядок своей работы. Поэтому во многих случаях полезно не регламентировать детально их действия, а создать условия для того, чтобы они могли это делать самостоятельно.

3.6. Персонализация цели.
Во всех случаях, где это  не противоречит остальным  правилам, необходимо,   чтобы   показатель   труда   ответственного   исполнителя совпадал  с   целевым   показателем   всего   технологического   процесса управления.

3.7. Перекрытие уровней.
Руководитель должен иметь возможность получать выборочную информацию с необходимой детализацией непосредственно от работников любого нижележащего уровня управления независимо от ближайших подчиненных.

4. Правила организации информационных потоков.

4.1. Единство источника первичной информации.
Если в разных подсистемах или при решении задач управления используется один и тот же первичный показатель, то по нему должен быть только один источник первичной информации (один документ, один человек, одна должность, один автоматический прибор и т. п.).

4.2. Совмещение машинных и ручных документов.
Если с ручного документа ведется регистрация данных на машинный носитель, то необходимо стремиться получить данный ручной документ в качестве машинного протокола регистрации.

4.3. Прохождение документов.
Первичные документы следует выписывать в минимальном количестве экземпляров. Службы, использующие первичные документы для отметок в контрольных ведомостях, журналах, картотеках, для проверки табуляграмм, должны передавать первичные документы дальше в порядке подотчетности. Хранение в архивах первичных документов необходимо только для конечных контролирующих подразделений (бухгалтерии и т.д.).

4.4. Равномерность распределения работы.
Во избежание скопления документов на многих операциях часть их обработки следует передавать исполнителям предыдущих опера­ций.

4.5. Надежность технических средств и способы хранения информации.
Каждое проектируемое действие должно быть проверено на надежность по техническим средствам и по способам хранения информации.

5. Общие правила.

5.1. Наименьшее количество действий.
Всякое действие должно совершаться с минимальной затратой ресурсов. Начиная проектировать какое-то действие, сначала следует установить, действительно ли оно необходимо.

5.2. Стандартизация решений.
По мере увеличения числа документально оформленных технологических процессов управления необходимо отдавать предпочтение стандартным решениям там, где это не противоречит остальным правилам.

5.3. Системная увязка решений.
Каждое    решение    по    технологии    управления    должно    быть проверено на наличие связи и непротиворечивость с ранее принятыми решениями   по   другим   технологическим   процессам    (процедурам) управления и по другим подсистемам.

...к идеям arred